Alexander aka Leit (alex_leit) wrote,
Alexander aka Leit
alex_leit

Category:

Понедельничный наброс за пиво, или почему не все ладно с белорусским пивом


как всегда много еды в комментах к статье на Онлайнере "В Беларуси 90% людей не умеют пить пиво, поэтому его считают напитком для маргиналов"
От себя добавлю, что проблема белорусского пива, как и многие сложные проблемы, многогранна и заключается не только и не столько в солоде, а в совокупности множества факторов, таких как:
- Вкусы населения действительно не очень, о чем говорит структура продаж как по таре (80% пива в ПЭТ), так по сортам. В связи с этим возникает такая вещь как "пипл хавает, зачем заводу напрягаться".
- Исторически обусловленное производство, которое заточено на ограниченный сортовой набор лагеров в немецкой и чешской традиции, а в приложении к крупным заводам - максимальная выгода в варке только одного сорта пива, или нескольких, но с минимальными отличиями. Поэтому варка элей, использование новомодных марок американского или хотя бы английского хмеля - все это для технологов сродни страшному сну, ибо в большинстве случаев нет ни опыта, ни знания.
- Стремление заводов сэкономить на издержках производства, само по себе это нормально (да-да), но только в разумных пределах, чрезмерное увлечение экономией может и таки сказывается на конечном продукте. Высокоплотное пивоварение, ускорение брожения и созревания и подобные операции требуют вдумчивого применения.
- Ориентация на "среднего потребителя". Давно описанный феномен для пива, при котором в слепых дегустациях (с большим набором дегустирующих различного пола, возраста и социальных групп) часто побеждает наиболее "ровное" и не слишком яркое по вкусу пиво. Поэтому стремление понравится всем (что почти нереально из-за сильной вариабельности вкусов) заставляет выпускать максимально водянистое и упрощенное пиво, которое одновременно (!) максимально выгодно в производстве (что может навести на некоторые конспирологические выводы). Упор же идет на агрессивный маркетинг и рекламу, что дает особенно хорошие результаты на растущем рынке. Понимание о необходимости сегментирования целевой аудитории и учета средней в отдельных группах (т.е. отказ от общей средней, ибо распределение скорее полимодальное) - для многих принимающих решения в руководстве или маркетинге это слишком сложная статистика, да и работает это скорее при стагнации и спаде рынка.
- Сырье (тот самый белорусский солод и, частично, хмель). В нулевых это действительно сказывалось на качестве и вкусе пива (а это - не тождественные понятия), но прошли годы, на Белсолоде модернизировали оборудование, в сельском хозяйстве худо-бедно разобрались с технологией выращивания пивоваренного ячменя (фишка там как раз в сортах и агротехнике), поэтому ныне белорусский солод не так уж и плох, как раньше. Помимо этого, у пивоваров есть средства с этим бороться, в т.ч. и путем применения мальтозной или фруктозно-глюкозной патоки или других сахаросодержащих компонентов. Опять же специальные солода (в т.ч. солода типа pale ale или munich способных заменить самый массовый (pilsner) солод) можно возить до сих пор. Опыт домашних пивоваров показывает, что и с белорусским хмелем и солодом можно сварить хорошее пиво, вопрос к желанию и рукам скорее. Так что этот пункт вполне можно снять, больше он за отмазку не катит.
- Стереотипы и мифы. Сознание как народа, так и производителя сильно зашорено расхожими стереотипами типа "народ не любит горькое", "наш народ не готов к элям", "крепкое пиво - это спиртяга и я его не пью", "темное - фигня" и т.п. Рисковать и выпускать отличающийся от привычного продукт, часто требующий совершенно иных подходов по продвижению и рекламе - мало кто готов так рискнуть, ведь риск большой, а знаний и умений мало.
- Ограничение рекламы и прочие законодательные препоны. Можно сварить неординарное пиво, но попробуй его "узаконить", пройдя все инстанции (а многих стилей пива по белорусским нормативным актам просто не может быть и даже если принесешь бутылку зарубежного аналога, то это не доказательство для чиновника), а потом еще рассказать, чем же оно такое клевое потребителю? Трудно, очень трудно развиться крафту в таких условиях, да еще при зажиме предпринимательской инициативы.

И еще много других мелочей из которых складывается общая картина и мы имеем то, что имеем.
И да, проблемы-то с качеством белорусского пива нет, качество в норме, а вот вкус весьма однообразен.
Вот это я бегло за полчаса набросал, потом может чего добавлю, дискасс.
p.s.: фотка для привлечения внимания показывает невозможное пока для белорусов пиво.
Tags: околопивные новости и слухи, пиво, пиволикбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments