Alexander aka Leit (alex_leit) wrote,
Alexander aka Leit
alex_leit

"Улучшенный" Крыніца Porter 6,8%, или пивная девальвация


Если все работает – ничего не трогай!
Первое правило сисадмина
Надо это пиво “обновить”, а то что-то хвалят!
Менеджмент «Криницы»
  29 января появилась новость «ОАО "Криница" с февраля начинает выпуск обновленного пива "Porter"», в очередной раз указавшая на явное вредительство в стане руководства этой государственной компании, направленное на окончательную дискредитацию репутации выпускаемой продукции. Да, я никогда не являлся сторонником теории заговоров, но пока – это самое логичное объяснение, потому как видно, что что-то не так. Парочка поисковых запросов в интернете (особенно в белорусском сегменте) легко покажет реальное отношение большинства потребителей к продукции самого крупного по мощности пивзавода Беларуси, эпитеты далеки от доброжелательных, причем это я очень и очень мягко выразился. Однако была парочка сортов, которые выделялись в общей массе и действительно отличались оригинальностью и вкусом, что ценили ряд действительно разбирающихся в пиве ценителей? И что же делал завод для продвижения своих лучших сортов? Снимал с производства! Отличный пример логики! Или все-таки вредительства, а, товарищи руководители ОАО «Криница», может перечислить поименно для увековечивания в памяти народной, а то по ссылке могут поменяться? Почтим память «Kult темное пшеничное», слишком уж его народ хвалил, нескромно как-то. Это таким-то способом вы добиваетесь основной цели предприятия «Обеспечить лидирующее положение на рынке Республики Беларусь на основе высокого качества выпускаемой продукции, доступной цены, привлекательной упаковки, способности удовлетворять требования потребителя», прописанной в разделе «Стратегия и цели» на сайте завода? Это ваш путь к «завоеванию преданности покупателя», где написано: «предоставлять продукты, услуги и решения наивысшего качества, а также повышать уровень обслуживания наших клиентов, зарабатывая их уважение и лояльность»? Какое уважение, господа (какие уж тут, извините, товарищи?) «экономический, интеллектуальный и социальный актив нашей страны и общества» вы ждете от клиентов, которые не могут найти свою любимую продукцию в основных магазинах города? Какая может быть лояльность у клиентов, любимые сорта пива которых снимают с производства, или откровенно ухудшают рецептуру? Риторические вопросы задаю? Извините, наболело.
   Теперь, явно с целью «усиления лояльности» и вящего «удовлетворения требований потребителя», они принялись за портер, видите ли, «пиво «Крыніца Porter» традиционно получает самые лучшие отзывы о своих вкусовых качествах»! Руководство завода «гордится своими наградами, поэтому золотая медаль 22-го Международного специализированного форума «ПИВО-2013» (г. Сочи), которой был отмечен Porter, размещена на этикетке». Вот читаю я эти строки в новости, и у меня натурально едет крыша от попыток понять логику принятия решений на заводе, впрочем, не только у меня, по ссылке выше в первом же комментарии облояленный таким к себе отношением потребитель вопрошает: «Я правильно понял, что Криница настолько гордится своим портером, что решила отказаться от рецепта, принесшего золотую медаль?». Ведь все так, медаль-то на конкурсе в ныне олимпийском Сочи завоевана в мае 2013-го еще старым пивом, простоявшим полгода (!), когда еще никто не додумался влезть в рецепт, многие свои черты унаследовавший из ГОСТ-ов еще махровых советских  времен.
    Ну вот сами посудите, что они придумали от своей гордости? Решили изменить рецептуру, видимо, чтобы ни у кого не осталось сомнений в библейской заповеди, утверждающей, что гордыня – смертный грех! Известно же, что если Бог хочет кого-то наказать, то лишает того разума. Тогда шедевральный пример логики типа «меняем рецептуру не того пива, которое дружно ругают (почти вся выпускаемая продукция, кстати), а того, которое хвалят» получает, пожалуй, самое разумное объяснение вне теории заговора. Иначе я просто не могу ответить на кучу своих же вопросов: «Вот назачем? Мешала она вам в, пожалуй, единственном имиджевом пиве завода?» Ладно бы изменять в лучшую сторону, там хмеля добавить интересного или солодов каких специальных для улучшения яркости вкуса и аромата, как это делается нормальными пивоварами (при этом, кстати, можно и снизить плотность без существенных потерь вкуса). Так нет, принимается решение, направленное на явное ухудшение, что понятно практически любому – тупо уменьшили плотность на 15% от первоначального (начальная плотность сусла еще с советских времен равнялась 20%, ныне – 17%, можете посчитать, сколько будет в % 3 от 20), ничего не сделав взамен. При этом нам, очевидно с целью повышения уровня обслуживания, пытаются утверждать, что «не теряя вкусовых качеств». Впрочем, у нас же страна перманентной девальвации, все в духе «национальных особенностей».
В общем, если оставить в стороне декларируемые цели, то причины очень банальны: стремление скопировать решения конкурентов, сэкономить на сырье и ускорить время выпуска портера. Это лежит на поверхности и хорошо коррелирует с предыдущими схожими решениями руководства «Криницы»: в данном случае плагиатили Аливарию, причем даже это сделать нормально не в состоянии. Аливария ведь тоже около 2-х лет назад (оцените новизну примененного подхода) снизила плотность и крепость своего портера, правда, не столь существенно (5,6% и 4,4% соответственно в относительных цифрах), но даже такое изменение выхолостило ряд вкусовых оттенков, существенно ухудшив общее впечатление, да и принадлежность данного пива к категории балтийских портеров начала вызывать серьезные сомнения.
   Есть еще один аспект, который явно рассматривали на заводе, но сугубо с экономической точки зрения. Почему-то маркетинг завода за многие годы даже не попытался разыграть то малюсенькое обстоятельство, что выпускаемый портер, внезапно, являлся самым крепким белорусским пивом! Пусть этой цифрой за рубежом уже никого не удивишь, но для Беларуси это было ого-го, тем паче, что импорт пива крепче 7% к нам настолько ограничен (несмотря, кстати, на Таможенный Союз), что до сих пор никто официально чего-то крепче не завозит. В тоже время, в топ-50 лучших марок пива в мире почти все крепче этих самых 7%! Но нам мировой опыт не указ, и завод добровольно отказывается от лидерства в одной из престижных номинаций, в том числе и из-за вроде как притягательной, но только на первый взгляд, экономии на акцизе (с 8% пива надо платить акциз побольше, чем с 6,8%).
   В теории все выглядит красиво – снизили себестоимость пива, удешевили и ускорили его производство, теперь можно грести деньги лопатой, со всеми долгами рассчитаемся! Но, господа высокоэффективные менеджеры, регулярно рапортующие об убытках и снижении реализации вашего пива в Беларуси, на практике все куда сложнее. Портер – имиджевый продукт, свидетельствующий о том, что завод настолько крут, что может варить столь могучее пиво, это как знак качества, как «Лексус» для «Тойоты», или «Инфинити» для «Ниссана». Особенно, если портер получается отличным. Прибыли на нем особо не сделаешь, потому что надо учитывать его мизерную долю в общем объеме производимого пива, основная его цель – улучшить имидж бренда, что автоматически отрицает применимость к нему таких же подходов, как к массовому легкому и светлому. В данном случае, есть очень серьезная опасность не продать «кастрированную версию», в итоге будут убытки не только финансовые (ну и черт с ними – не те объемы), а вот репутационные потери перекроют их с лихвой. Репутация у Криницы и так в районе плинтуса, так теперь уже выйдут на отрицательный уровень, или они уже там были, но решили нырнуть поглубже на дно? Вот и получается, что надумали на имидже сэкономить, и тем самым лишили себя одного из немногих конкурентных преимуществ, ведь при почти одинаковом продукте, они априорно сольют «Аливарии» и Лиде, потому что свои клиенты могут отвернуться от такого над собой издевательства, а чужие и пробовать не станут, потому что не умеют на «Кринице» ни продвигать, ни продавать.
    Всему виной разруха в головах: когда, наконец, в Кринице поймут, что новая этикетка не сделает им продаж и не повысит узнаваемость бренда (а то чуть ли не каждые полгода их меняют, только запутывая потребителя), для этого надо работать всем, и маркетингу, и производству, и, особенно, продажам, скидками и акциями можно как-то поддерживать объемы, но прибыли-то не получишь. А распихивать пиво по второстепенным магазинам и в глубинку – не выход, не пьет посетитель таких магазинов неординарное пиво, ему б недорогого и вкусного «Рассвета над Щарой» или водки подешевле, впрочем, самогон вообще будет в самый раз.
   Да что там говорить, они даже с выходом этого кастрированного пива облажались! Посмотрите заголовок «ОАО "Криница" с февраля начинает выпуск обновленного пива», и смотрите дату розлива ниже, прикиньте, пиво полмесяца простояло до выхода пресс-релиза, а до продажи еще полмесяца шло, потрясающие темпы выхода «обновленного пива», несомненная заявка на успех, и браво, и бис, слоупоки в экстазе!
  Состав: вода, солод светлый пивоваренный ячменный светлый, солод пивоваренный ячменный карамельный, солод пивоваренный ячменный жженый (наличие компонента указано на поле нанесения даты, в нашем случае – зажали), сахар, хмель гранулированный, хмелепродукты. Плотность – 17 %, алкоголь – не менее 6,8 % об., энергетическая ценность 65 ккал/100 г. Произведено ОАО “Криница” 13.01.14 г., годно к употреблению до 12.01.15 г. Стеклянная бутылка объемом 0,5 л. Стоимость – 12200 BRB (1,26 $; 43,6 RUR).
   Темное красновато-коричневое пиво, с рубиновым оттенком на просвет, с бежевой пеной средней стойкости, по цвету выглядит светловатым для балтийского портера, к категории которых пиво принадлежало ранее. Аромат – выраженный, но не слишком сильный (и это в неохлажденном пиве!), фруктово-карамельный, с легким флёром винности, темных солодов для портера мало, есть немного сладкой патоки и конфет. Во вкусе первой идет сладость, впрочем, до лидского сахарного сиропа еще есть куда деградировать, что немного успокаивает, но не более, ведь богатства оттенков не видно, потом вылазит некоторый проблеск былого величия: чуть винности (но никак не портвейна, как раньше), чуть солода, чуть эфиров фруктовых, карамели тоже не слишком много, немного греет пищевод. Пацаны, ну как же так?! Мне ж обещали, что «не теряя вкусовых качеств», но они ж потеряны! Грабеж, среди белого дня грабят, девальвируют наши деньги, девальвируют наше пиво, девальвируют историю, девальвируют все, до чего дотянутся корявые руки, и все это, якобы, для нашего блага. А нужно ли нам такое «благо»? Итог по баллам:
   Внешний вид – 3 (max 5). Аромат – 7 (max 10). Вкус – 14 (max 20). Послевкусие – 10 (max 15). Сумма = 34 (max 50).
   К примеру, прошлогодняя варка меньше 39-41 баллов ну никак бы не получила (каюсь, даже и помыслить не мог, что испоганят, так бы сохранил для сравнения лоб-в-лоб). К тому же, выдержанная его версия, отстоявшая в бутылке 11 месяцев, по признанию моих российских друзей-пиволюбов, вполне могла называться «белорусским барливайном», но нам экзотики не надо, нам попсу подавай.
   Вот поэтому, как-то только слышу «из лучших побуждений», «в целях оптимизации», «пойти навстречу вкусам потребителя», «улучшить» и прочее – так сразу понимаю, что получится какая-то хренотень. А потом эти же люди будут удивляться ходящим по русскоязычному сегменту интернета мифам типа «первые полгода (месяц) пиво было офигенное, а потом начали гнать какой-то кисляк», а что ж вы хотели, если и на самом деле порой увлекаются «оптимизацией» под девизом «пипл и так схавает»?
   Изменение оформление выглядит особо извращенным издевательством из-за надписей «Нацыянальнае піва Беларусі» и «Вырабляецца з 1975 года». Видимо, чтобы добить облояленного потребителя, спасибо, я оценил заботу, теперь лучше куплю куда более яркий при меньшей плотности и крепости английский портер или плотный эль за 50 тысяч (а еще лучше – сам сварю вместе с друзьями), чем это издевательство.
© Alex Leit (29.01–12.02.2014)

И да, вот эта картинка наилучшим способом выражает мои эмоции:
Tags: крепкое пиво, маразм, околопивные новости и слухи, пиво, пивотест, темное пиво, хронический критицизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments