Alexander aka Leit (alex_leit) wrote,
Alexander aka Leit
alex_leit

Южный набег-2011. Ч.2. Абхазия и пещеры Мории

Вторая часть Марлезонского балета будет посвящена малопризнанному государству Абхазия (самоназвание - Апсны), в которое мы наведались во время отдыха под Туапсе, о чем я писал ранее. Согласитесь, когда отыхаешь недалече от Абхазии (километров этак 80 по воздуху), то не заехать туда в разведывательно-ознакомительных целях просто грешно, собственно, такую возможность мы обсуждали еще в Минске, решив действовать по обстоятельствам. Сначала всерьез обсуждали самостоятельную поездку - по железке до Адлера, оттуда тоже железкой или маршруткой в Гагры, но потом лень взяла свое, и мы подписались под экскурсию на бусе, что, как потом оказалось, было вполне правильным решением при отсутствии своего транспорта. Забирали нас прямо в Агое, что было весьма удобным, только обещанный "комфортабельный автобус" оказался довольно новым "кетайцем", рассчитанным, видимо, на этих самых китайцев, но вот мы-то побольше будем, поэтому в сиденьях было тесновато, а ноги не было куда засунуть. Предвидя всяческие неприятности и для спокойного сна взяли в дорожку коньячку бутылочку, но праздник был подпорчен крайней паленостью последнего - пить без запивона его оказалось невозможно, поэтому серпантины на переполненной (ночью!) дороге на Сочи были слегка волнующими.
Кадр для привлечения внимания:

К слову дорога там атас и вообще непонятно, как по этим серпантинам ездить. Благодаря частым поворотам, подъемам и спускам некоторых начало укачивать, что добавило остроты ощущений, например, девушку за мной отлично так мутило, хорошо хоть пакетиком она озаботилась, но звуки ночь мне не украшали. К счастью, на остановке затарились пепси-колой, с которой таки смогли уговорить злостчастную конину и провалиться в полузабытье, так добрались до Сочи, где слегка поувязли в пробках. Сам город был плотно перекопан сумасшедшими золотоискателями и представлял собой загазованную стройку, где возводились эстакады и туннели. Потом был Адлер и граница. Мы, как экскурсионная группа на автобусе, пользовались определенными льготами, поэтому российскую границу прошли где-то через часа полтора, причем не выходя из автобуса, благо, что утром еще не жарко. Перед границей к нам подсел абхазкий экскурсовод, весьма душевная женщина, старательно и с любовью рассказывавшая про достопримечательности, историю и культуру. Потом мы проехали мимо абхазского КПП, просто помахав ему ручкой, мол, чего мы у вас такого найдем, если русские не нашли? За КПП к нам подсел сотрудник какого-то "шестого отдела" (или восьмого, а может и другая цифра была) - этакий колоритный персонаж в спортивных штанах и сланцах, явно призванный решать всяческие "вопросы", могущие возникнуть перед туристами.
Дальше дорога была вполне - ок, серпатины кончилсь и мы катили по прибрежной низменности. Первая остановка - Гагры, один из знаменитых советских курортов (впрочем, там почти везде эти самые знаменитые курорты ;). Там растут клевенькие такие пальмы:

в утреннем море колышутся яхточки:

у причала стоит посудина побольше:

Несмотря на ранний час, народ уже купался. Около трассы был замечен ряд заброшенных домов, говорящих о том, что край знавал куда более благополучные времена. Да-да, ваш кэп ;)
Так же там были чудесатые автобусные остановки, как выяснилось - в этом виноват Церетели, могли бы и сами догадаться - весьма характерные такие да.
Потом заехали в Пицунду с ее рощей пицундской же сосны и зарослями бамбука, там был запланирован завтрак. Мы же прогулялись к храму X века, ныне там концерты проводят, интересно, а рок там играют? ;):

Дальше направили стопы автобуса по дороге у реки Бзыбь в горы в поисках озера Рица. Река течет в скалистом ущелье:

На полдороги есть маленькое, но очень уж голубое озеро, которое всегда показывают туристам, для экзотики еще и павлинов добавили. Глубина этого озера якобы неизвестна (что, совсем лимнологов в стране не осталось?), температура - почти строго постоянна, рыба и крокодил не водится, кокос и планктон не растут, беда, в общем.

все фоткаются и умываются - типа помолодеешь сильно:

чудом удалось найти место, свободное от людей:

над озером высится скала:

еще больше скал:

Кавказ - это красиво и круто в буквальном смысле этого слова:

вот такая крутотень:

речка пенится бурливо, листья колышутся игриво:

Позвольте представить - река Бзыбь:

она же:

вдоль дороги встречаются разные места, где туристам впаривают целебный горный мёд и прочие медопродукты, лечащие рак, цирроз, метосоматоз и прочие неизлечимые болезни, а выше открываются чудесные виды:

а среди камней уж земляника давно созрела:

едем дальше по ущелью, расположенном в доломитовом поясе Кавказа - кругом доломиты и известняки, которые вполне неплохо размываются осадками, осюда кариес карст и прочие неприятности, но выглядит интересно:

потеки там разные красят исходно белесые камни:

По ущелью возят толпы туристов, мы на бусе, хотя на уазике или каком открытом джипе романтичней будет, да:

еще немного толп в ущелье:

Хочешь почувствовать себя невестой, а ты джигитом - пожалста, лезте на эту каменюку:

по краям дороги растут тисы, из них луки делали местные хипстеры (об этом позже будет отдельный пост):

дальше мы поднимались всё выше и выше, ухи аж закладывало, а водила автобуса покачивал его у края пропасти на поворотах, от чего туристки пищали, некоторые крестились, другие ржали, в общем веселились. Потом таки доехали до озера Рица - реально очень красивое озеро с голубовато-зеленой водой, где дачи себе товарищи Сталин и Брежнев понастроили:

вроде озеро такое из себя заповедное, но на лодках плавают:

Там же туристов завели на обед в одно кафе, сразу же образовав очередь, мы же зашли в соседнее, где я съел местную форель, запеченную на шампуре, запив весьма неплохим сухумским пивом.
Вот такая вот речушка Юпшара вытекает из озера:

ах да, обнаружили еще дупло:

Подкрепившись, отправились дальше в село Лыхны, бывшее когда-то столицей Абхазского княжества. Там посмотрели на местные достопримечательности:

в виде храма X-XI века, к сожалению, находящегося в плохом состоянии, поэтому его взяли под крышу:

зато внутри весьма впечатляющие фрески

рядом еще руины X века в наличии - дворец царей, а потом и князей Абхазских

Дальше нас ждал Новоафонский монастырь с куполами, кстати, поднимались к монастырю на живописном тракторе с прицепом (а подъем там порядочный), но вот сообразить его сфоткать не сумел, увы :(

который нещадно ремонтируют:

фронт работ порядочный:

но делать надо:

слегка позаброшенный парк там:

что за дерево с цветочком?

На горе рядом - остатки крепости, о которую ломали зубья разные агрессоры:

Лепота-то какая:

водопадик рукотворный:

Не прошел в цари, не достал шаблю:

местные виды:

Потом полезли под землю, в Новоафонские пещеры, чо это такое - вики в руки, я ж пару слайдов покажу. Скажу сразу - там кульно, от слова cool в значении "прохладный" ;). После over +30 жары спускаешься на подземной железке (этакое эрзац-метро) в пещеры темные, для турья оборудованные, есть там и озера, но фоткать тяжело - темно зело, а пыха маломощная:

вот такие вот рожи в темноте таятся:

камернные водопады из кальцита:

сталагмитов там тьма:

некоторые так порядком выпирают:

тру-пещера:

палец? ;)

еще сталагмит:

вживую это круче гораздо:

есть что-то от зергов здесь:

или Ктулху уснул там:

ту-ту-туристы:

прикольно:

еще каменный водопад:

вот эти пасти и багровое свечение подсветки напомнили мне про Морию, даже записал в телефоне:
Лазили в пещера, прям вылитый Мория, ждал орков из-за угла, но фиг. Барлога тоже не было, свезло, а то бабулька-экскурсовод, хоть и была в сером, но на Гендальфа не тянула.

бабушка, кстати, появлялась и исчезала почти совершенно бесшумно, используя всяческе отнорки

а тропа хорошо оборудована, с лестницами:

Вышли из пещеры - там парная баня - жарко, парит и вообще красота:

после в программе была скоротечная дегустация абхазских вин, прикупил себе кой-чего в том числе и "Букет Абхазии", который был распит по приезду в Агой. Не особо люблю вина из Изабеллы, но, в случае Букета Абхазии, вполне даже ничего, понравилось.
Дальше - ужин в одной из кафешек с вкусным хачапуром и вином, народ велся на домашнее, я же предпочитаю заводское. Так, сытые, довольные и усталые поехали домой, на российской границе пришлось выйти из автобуса и пройти через пункт пропуска с металлодетекторами. Главное, что в паспорте никаких отметок не осталось, можно как-нибудь и в Грузию съездить ;).
Побывать в Абхазии своего стоило и даже больше - потрясающе красивая природа и гостеприимные люди - с нами очень хорошо обходились, никаких проблем не возникло. Как оно там отдыхать - не знаю, не жил, может и есть какие ньюансы. Главная проблема - войны не прошли бесследно и очень многое нуждается в ремонте и восстановлении, а так же в развитии туристической инфраструктуры.
Но там клево, да. Ах да, о пиве в Абхазии, я уже писал, если кому любопытно.
Продолжение будет уже про Ростов-на-Дону.
Первая часть - Южный набег-2011. Ч.1. Агой-Туапсе

Tags: Кавказ, горы, морачка, природа, путешествия, фото